Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Как установить и настроить проигрыватель

Когда вас одолевает нетерпеливое желание улучшения вашей Hi-Fi системы, но вы не можете найти для этого свободных денег, то вероятным решением такой проблемы является возможность посвятить некоторое время тому, чтобы повозиться с вашим LP-проигрывателем (если же вы стали заниматься только компакт-дисками, здесь вам я не помощник). Как и все на свете, точная механика LP-проигрывателя подпадает под действие законов энтропии и постепенно отходит от оптимальной настройки, чем может вызвать у вас тоже постепенно возрастающее нежелание прослушивать пластинки. Возобновление прослушивания каждые полгода или около того, возможно вернет вам веру (если она ослабевала) в винил и, возможно, в вашу систему.

Если вам требуется демонстрация музыкального эффекта перенастройки, прочитайте этот раздел, остановитесь и сделайте следующее. Выберите примерно десять тактов музыки с известной вам грампластинки и прослушайте их несколько раз (если вас беспокоит, что слишком быстрое последовательное проигрывание пластинки может ей навредить, выберите пластинку, которую вы не любите). Хорошенько ознакомьтесь со звучанием (лучше всего для этого женский голос). Теперь измените прижимную силу звукоснимателя. Нет, весы доставать не надо — просто поверните противовес так, чтоб изменение составило на одну или две десятые грамма. Вы ощутили разницу? — независимо от того, стало лучше или хуже. Это лишь одно малое изменение из целого ряда доступных нам малых изменений.

Если вы достаточно педантичны, то сможете получить максимум от ваших долгоиграющих пластинок, поскольку такие действия выполняются в ничтожно малом диапазоне изменений. Звуковые канавки/дорожки записи на пластинке имеют ширину в несколько тысячных долей дюйма. В зависимости от громкости воспроизведения в вашей комнате мы обычно различаем низкие уровни сигнала, вплоть до 60 и более дБ, что означает способность воспринимать на слух колебания ширины канавки около нескольких миллионных долей (дюйма). (Представьте, что вы смогли рассечь волосок на тысячу частей по его длине). Каждый лишний "микрон" паразитных смещений или вибраций на этом уровне сигнала будет услышан через ваши акустические системы (АС) – ведь усиление сигнала огромно.

То, что следует далее – это базовое руководство для начинающих по установке и настройке проигрывателя. Если здесь попытаться дать исчерпывающие ответы, это будет непрактичным, если не невозможным – для того, чтобы понятно объяснить, как оптимизировать только одну конкретную модель проигрывателя потребуется множество страниц. Вместо этого здесь даются основные объяснения каждой процедуры вместе с некоторыми инструкциями по тому , что надо делать в каждом случае. Предлагается некая начальная точка ваших собственных изысканий, или, по меньшей мере, вас знакомят с основами установки и точной настройки, что может затем вдохновить вас попытаться найти кого-нибудь, кто бы помог разъяснить особенности именно вашего проигрывателя. Если вы знаете, что руки у вас растут "не оттуда", можете на этом и остановиться (иначе это может привести к дорогостоящему повреждению). Вместо этого для выполнения такого чудесного действа найдите местного специалиста (только удостоверьтесь, что он является экспертом, знакомым конкретно с вашим проигрывателем, и ранее устанавливал и настраивал их). Данное руководство для начинающих не служит заменой руководству пользователя, которое должно быть для вас главным.

Еще один фактор, на который стоит обратить внимание: если срок службы вашего звукоснимателя подходит к концу, многое из перечисленного ниже может и не оказывать того влияния на качество звука, которое оно должно было бы оказывать. Более того, существует вероятность того, что изношенная игла повреждает ваши пластинки. Проблема приобретения звукоснимателей является одной из самых трудных (и наиболее дорогостоящих) в оборудовании класса hi-fi, потому что их невозможно взять напрокат. В качестве временной меры (прежде чем рисковать крупной суммой на звукосниматель "именитой" марки), вы можете попробовать одно из недорогих, но хорошо известных изделий. С другой стороны, не поддавайтесь синдрому "лучший звукосниматель месяца". Выпущенные немало лет назад звукосниматели, пользующиеся высокой репутацией, даже с тысячами часов использования, могут звучать почти также хорошо, как и наилучшие современные.

На самых разных стадиях на пути такой настройки ваша система может и не звучать так же приятно и музыкально как ранее. Не оставляйте мысли о том, что вы могли выполнить неверную регулировку. Во многих случаях вы можете сделать некое техническое усовершенствование, которое выявит ранее не замечаемый неприятный призвук. Попытайтесь устранить этот призвук, но не возвращайтесь к прежней настройке. Если звучание более отчетливое на самых низких частотах и менее "вялое", вы, вероятно, добились улучшения. С другой стороны, если не изменилось ничего, за исключением того, что звучание теперь раздражает, то это означает что вы в такой настройке ошиблись.

Регулировки проигрывателя и уход за ним

Опора и вибрации

Первым, что необходимо тщательно исследовать, является место установки проигрывателя, будь он расположен на полке или в стойке. Независимо от того, насколько хороша система подвеса шасси проигрывателя, проникновение вибраций и "загрязнение" звука в диапазоне от самых низких до средних частот не редкость. Установив проигрыватель так, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций, можно свести к минимуму такие загрязнения звука. Это еще более важно для проигрывателя без гибкого подвеса шасси или корпуса.

Если при проигрывании музыки вы можете кончиком пальца ощутить микровибрации опорной поверхности, на которой стоит проигрыватель, то это плохо для качества звука. Для того чтобы получить представление просто о том, насколько значителен этот эффект, приложите стетоскоп к проигрывателю или к подставке под ним. Или же поставьте стакан воды на подставку и наблюдайте за поверхностью воды, когда вы проигрываете музыку или ходите неподалеку – это простой и наглядный способ увидеть, каково количество акустических и механических вибраций, достигающих вашей системы. Помните, что ваша hi-fi система пытается воспроизвести модуляции звуковой канавки величиной в несколько миллионных долей дюйма – около 1/1000 толщины человеческого волоса. Отнюдь не простая задача в условиях такой окружающей среды с вибрациями.

Есть несколько шагов, которые вы можете сделать для сведения к минимуму тех вибраций, которые вызваны как работой самой системы звуковоспроизведения, так и возникающих в окружающей среде. Стойка (или полка) с проигрывателем грампластинок должна располагаться на устойчивой поверхности – если пол из гибких досок, то он неустойчивая опора. Если вы имеете такую возможность, то установите подставку вашего проигрывателя на каменном полу или прикрепите полку к каменной стене – помните также, что проигрыватель можно расположить как в самом помещении для прослушивания, так и за его пределами. Если полы у вас деревянные, возможно, вы сможете придать им большую жесткость, укрепив снизу специальным домкратом между полом подвала и полом под стойкой, в которой находится проигрыватель. Если вы не сможете устранить прогиб пола, лучше установите проигрыватель на жесткой (капитальной) стене.

Имейте в виду, что перенос вашего проигрывателя в место, где обеспечивается большая его устойчивость, может привести к заметному на слух уменьшению количества низких частот (басов). Поскольку в таком более устойчивом положении меньше паразитных вибраций, меньше вибраций от подставки передается в тракт звуковоспроизведения. Количественное уменьшение басов не дефект – на самом деле все изменения лежат в субъективной плоскости восприятия. Не возвращайтесь к прежней настройке, а поправьте субъективно воспринимаемый частотный баланс. Для изменения баланса можно попробовать передвинуть акустические системы или же улучшить юстировку звукоснимателя, "поиграть" с перестановкой мебели помещении прослушивания или даже попробовать заменить компоненты вашей системы.

Далее, обратите внимание на саму стойку или стенную полку. Универсальные стойки для аппаратуры обычно имеют верхнюю раму или опоры, на которых расположено собтвенно полка для размещения проигрывателя-- и она и рама тоже подвержены вредным вибрациям (слабое место универсальных стоек) Чем они толще (читай, жестче), и чем более инертны, тем лучше звук вашей системы – а стандартные изделия уж никак не назвать инертными. Не бойтесь их заменить. Найдите тяжелую (по меньшей мере 11 кг (25 фунтов), предпочтительно значительно тяжелее) и толстую полку (более 8 см (3 дюйма). Сама стойка должна быть установлена на полу на ножках, снабженных шипами, – почти все они ими комплектуются.

Совет: Поэкспериментируйте с различиями в звучании – проигрыватель может стоять на полке на ножках, на шипах или на сорботановых (эластомерных) дисках). Сорботан поглощает вибрации, а шипы или ножки перераспределяют их)

Еще о вибрации

Винты, соединяющие элементы проигрывателя, со временем могут ослабеть, что может привести к росту паразитных резонансов. Но имейте в виду, что чрезмерное затягивание винтов может привести к деформации соприкасающихся поверхностей и принести только вред. В любом случае "семь раз отмерьте" и только потом затягивайте. то относится ко всем винтам, используемых для крепления чего угодно, будь то крепление головки к тонарму/шеллу или провода к коробке с выводами. Некоторые проигрыватели проектируются так, что требуется определенное усилие при затягивании крепежа; в таких случаях следуйте рекомендациям изготовителя.

Совет: Для гашения вибраций можно использовать лист поглощающего материала между двумя соприкасающимися поверхностями, особенно если они большие и плоские. Идея не в том чтобы получить мягкую прослойку, а в том, чтобы заполнить те очень малые промежутки, которые остались из-за неидеально обработанной поверхности в пределах производственных допусков. Аккуратно разберите соприкасающиеся элементы и промаьте контакную поверхность тонким слоем Blu-Tac или другого незатвердевающего герметика, после чего соберите узел, сжимая поверхности так, чтобы обеспечить надежный контакт. В тех случаях, когда в контактные поверхности ровно обработаны на токарном станке, отшлифованы или отфрезерованы, можно использовать какой-нибудь инертный смазочный материал, такой как промышленная вакуумная смазка).

Горизонтальность

В общем случае, нарушение горизонтальности положения проигрывателя отрицательно влияет на рабочие характеристики подшипников опорного диска и динамические параметры тонарма, в частности, на компенсатор скатывающей силы. Подшипник скольжения опорного диска вращается во втулке, нарушение горизонтальности изменяет характер этого вращения (за исключением таких конструкций, как в проигрывателях Well Tempered и Versa Dynamics); чем лучше качество подшипника, тем меньше этот эффект. Ухудшение звучания, возникающее из-за нарушения горизонтальности, наиболее заметны для поворотных тонармов; они минимальны для тангенциальных тонармов с сервоприводом.

Так что удостоверьтесь в том, что опорный диск вашего проигрывателя и площадка, на которой установлен тонарм, находятся на одном уровне. Не доверяйте только глазу – воспользуйтесь точным уровнем. Если опорный диск негоризонтален, отрегулируйте подвес (в случае конструкции с подвешенным субшасси). Если площадка тонарма не горизонтальна (это означает, что опора тонарма не вертикальна), то либо отправьте проигрыватель в магазин для ремонта, либо самостоятельно выровняйте площадку, регулируя зазор прокладками между платой и площадкой.

Подшипники опорного диска

Почти единственное, что вы можете с этим сделать, это заменить или пополнить запас масла в подшипнике. По поводу того, как часто и чем это делать, следуйте рекомендациям изготовителя. Приподняв, выньте опорный диск, впитайте старое масло тканью без волокон (или засосите его чистой глазной пипеткой или шприцем), после чего залейте новое масло, стараясь не переполнить резервуар для него.

Совет: большинство подшипников, в которых используется смазочное масло, будут давать лучшее звучание музыки при использовании масла большей вязкости. Тем не менее, если привод не очень мощный, такое более вязкое масло может замедлить передачу вращения. Большинство изготовителей продают собственные "варианты" масла высокой вязкости; с другой стороны, поэкспериментировать здесь было бы интересно.)

Приводной ремень

Некоторые приводные ремни рассчитаны на посыпание тальком, некоторые должны быть скользкими, некоторые – с мягкой поверхностью (скорее матовой чем блестящей), некоторые должны быть чистыми. Узнайте у изготовителя о необходимости чистки и ее методах, обеспечивающих должное сцепление ремня. Некоторые проигрыватели из-за свойств их электродвигателя при запуске требуют проскальзывания, а замедляют вращение так медленно, что их приводные ремни, вероятнее всего, обработаны порошком талька. Годы такой работы с проскальзыванием ремня вызывают износ слоя талька, после чего начинается полировка ремня до блеска. В подобных случаях замените ремень оригинальным ремнем от того же изготовителя.

Очень часто скорость вращения опорного диска определяется тем, на какую часть шкива надет приводной ремень, поэтому удостоверьтесь, что вы правильно поместили его. Ремни могут быть капризными в отношении того, в каком месте опорного диска или шкива они оказываются – проявите терпение! При установке или регулировке приводного ремня на проигрывателе с пружинным или подвешенном субшасси, не забудьте что на проигрывателе должно находится все, нужное для воспроизведении грампластинки: опорный диск, мат, пластинка, прижим. Если опорный диск состоит из двух дисков разного диаметра, поместите его верхнее кольцо перевернутым на внутреннее кольцо и положите все остальное сверху. Этим подвес будет аккуратно нагружен, в то же время позволяя вам следить за ремнем и шкивом.

Подвеска

В проигрывателях с жестким корпусом мало что регулируется, разве что можно представить стойку для проигрывателя частью системы его подвеса. Перечитайте раздел о стойках и опорах и подумайте, как защитить место установки проигрывателя от вибраций.

Все конструкции подвесов немного различаются, так что для регулирования подвеса вашего проигрывателя следуйте инструкциям изготовителя. Как уже предлагалось ранее, если вы не представляете себе, как настроить ваш проигрыватель, лучше обратиться к специалисту. Тонкости наладки, зависящие от характерных особенностей каждого проигрывателя, могут значительно улучшить звучание, но они обнаруживаются пользователями и специалистами по тонкой настройке после накопления опыта за длительное время.

Если требуется наладить пружины подвеса шасси, то вам понадобится получить доступ к нижней части проигрывателя – приподнимите его и поставьте, например, на четыре металлических банки из-под колы. Все, что обычно находится на проигрывателе при воспроизведении грампластинки – опорный диск, мат, прижим пластинки и сама пластинка (используйте ту, которую вам не жалко) – должны находиться на проигрывателе, при регулировке пружин – вес (и, следовательно, положение шасси) должны были заданы точно.

Обычно для того, чтобы отрегулировать перемещения системы подвеса вверх и вниз, нужно повернуть всю пружину целиком или же вращать гайку на одном из торцов пружины, регулируя высоту и горизонтальность положения.

Выполняйте изменения положения медленно, шаг за шагом и каждый раз проверяйте результат. Опорный диск по всей окружности должен быть ровно поднят над корпусом проигрывателя, а площадка крепления тонарма должна строго оставаться горизонтальной в одной плоскости с корпусом проигрывателя. Если нажать на центр тяжести подвешенной части шасси проигрывателя, то для большинства конструкций проигрывателя это должно вызвать свободное колебание подвешенной части строго вверх и вниз, без боковых или вращательных смещений, до момента затухания колебания. Продолжайте регулировку пружин до тех пор, пока вы не добьетесь такого поведения подвеса.

Регулировки тонарма

Тонарм — это тот компонент проигрывателя, который в общем не требует постоянного ухода и регулировки. Подтяните винты крепления тонарма. На типичном поворотном тонарме проверьте, что с подшипниками все в порядке: аккуратно схватите тонарм за шелл и, очень и очень осторожно, попробуйте тянуть тонарм вперед и назад вдоль длинной части трубки, а затем попробуйте придать ему вращательное движение. Если держа тонарм за шелл вы почувствуете люфт, то тонарм нужно ремонтировать или менять. Есть исключения — тонармы Well-Tempered или одноопорные тонармы, у которых при выполнении этого приема вы просто можете выдернуть опорную иглу из чашки.

Если в тонарме используется демпфирование вязкой жидкостью, убедитесь, что в желобе или ином резервуаре этой жидкости имеется достаточное ее количество; она не испаряется, но может вытекать. Если в жидкость волокна или пыль, то очистите резервуари заполните его заново демпфирующей жидкостью, рекомендованной изготовителем. Кроме этого, в случае систем с набором лопастей разной длины, таких как у SME, еще раз проверьте, правильная ли лопасть установлена. Слишком сильное демпфирование сделает звучание плотным, но приведет к потере множества тонких деталей; слишком малое демпфирование – звук станет открытым и смягченным, но также и более неясным и размытым.

Совет: Для того чтобы свести к минимуму резонансные колебания в трубке тонарма [что может привести к жесткости звучания на высоких частотах], демпфируйте трубку тонарма, нанеся кистью слой жидкого латекса [хорошо использовать сорт, применяемый в театральной косметике], или же используйте термоусадочную трубку, либо нетвердеющий герметик – такой как Blu-Tac.

Как известно, резец рекордера перемещается по радиусу записываемого диска (матрицы грампластинки), а игла звукоснимателя следует по канавке грампластинки по дуге. Нам надо как можно точнее "прочесть" с помощью воспроизводящей иглы те канавки, которые были оставлены записывающим резцом. Несоответствие в направлениях колебаний резца и иглы должно быть минимизировано в трех разных плоскостях. Это физически невозможно сделать одинаково в каждой из этих плоскостей, так что оптимизация должна проводиться до достижения общего наилучшего баланса или компромисса. Окончательная настройка должна всегда выполняться на слух и после продолжительного прослушивания. Тот факт, что способы нарезки канавки на каждой грампластинке чуть-чуть отличаются, еще больше усложняет проблему. Опять же, добивайтесь оптимизации общего баланса хорошего звука для большого набора грампластинок (или же регулируйте угол вертикальной коррекции звукоснимателя (VTA) для каждой пластинки, что некоторые пользователи и делают, если у них на тонарме имеется удобная регулировка VTA).

Ниже описаны три плоскости настройки положения иглы. (Обратите пожалуйста внимание на то, что настраивается именно положение иглы, а не самой головки звукоснимателя). Сначала, если смотреть сверху, то при движении головки звукоснимателя по дуге по грампластинке надо добиться такого же положения иглы относительно канавки, каким было положение записывающего резца при его движении по прямой; отклонение этих траекторий друг от друга описывается как угловая погрешность горизонтального слежения и называется горизонтальным углом погрешности. Теперь посмотрим на иглу с торца головки звукоснимателя — игла должна быть под прямым углом к канавке – иначе она будет "считывать" больше от одной из стенок канавки, а значит сигнал одного канала будет больше; это положение иглы называется азимутальным, а отклонение от симметрии – углом перекоса иглы. Наконец, если посмотреть на головку и иглу сбоку, то требуется правильная "посадка" иглы в канавке – под тем же углом, под каким располагался записывающий резец; отклонения вертикального угла воспроизведения от вертикального угла воспроизведения называется углом вертикальной погрешности VTA и определяется углом захода иглы SRA. (Учтите, что VTA меняется еще в зависимости от толщины воспроизводимой пластинки . Вследствие этого, настройка его должна выполняться на слух – даже в большей степени чем в случае всех предыдущих настроек).

Проверьте также, что расстояние от центра поворотной ножки тонарма (вертикальная стойка) до шпинделя диска (обычно это расстояние определяется отверстиями в площадке тонарма) идентично рекомендованному производителем, поскольку это расстояние влияет на диапазон регулировки горизонтального угла погрешности. Это расстояние ("L" или установочная база) различается у разных моделей поворотных тонармов – изучите руководство пользователя или обратитесь к изготовителю.

При настройке абсолютно необходимы шаблон для измерения угловой погрешности, весы для измерения прижимной силы, какая-нибудь не особо нужная грампластинка (поскольку ее можно случайно повредить при регулировке положения иглы), яркая лампа, свет которой можно сфокусировать там, где это потребуется, и отвертка. Небольшие плоскогубцы с тонкими концами, увеличительная лупа или пластиковая увеличительная линза должны быть наготове. Шаблон для измерения угловой погрешности не так просто сделать (не стоит полагаться на точность шаблона, прилагаемого к каждому тонарму), так что поищете высококачественный шаблон. Если он надевается на шпиндель неплотно, выбросите его и найдите другой.

Удостоверьтесь, что проводки из тонарма, их контактные наконечники, пайки на них находятся в хорошем рабочем состоянии. Как минимум, почистите контакты между штырьками головки звукоснимателя и наконечниками проводов, разъединив и вновь надев их. Манипулируя наконечником с помощью плоскогубцев с тонкими кончиками, вы облегчаете эту задачу, но будьте осторожны и не оторвите провода в том месте, где они припаяны с наконечником. Оцените имеющиеся винты крепления головки звукоснимателя. Поскольку они должны быть завинчены с усилием, пластмассовые винты не годятся. Пригодны для этого алюминиевые, латунные винты или винты из нержавеющей стали – при условии что они новые и их резьба не повреждена. Удобны винты с головкой под шестигранник, поскольку шестигранные ключи, обеспечивают превосходное усилие затягивания. Для того чтобы приложить достаточное усилие для затягивания винта со шлицем, вам понадобится отвертка с диаметром рукоятки по меньшей мере 19 мм (= 3/4 дюйма) – с часовые ("ювелирные") отвертки не годятся.

С чего начинать

Надежно застопорите опорный диск, например приклеив его к корпусу проигрывателя пластырем или липкой лентой. Если диск начнет проворачиваться во время настройки положения иглы, ваши измерения угла погрешности будут неточными. Удостоверьтесь, что крепление лентой не меняет высоту положения диска или его горизонтальность. Головка звукоснимателя должна быть, естественно, установлена в шелл (плоскую площадку на конце тонарма), а сам шелл (если он съемный) – в тонарм. Винты крепежа головки должны быть завернуты пальцами так, чтобы головка не выпала, но не слишком сильно – для того чтобы головку можно было двигать. Всегда, когда есть такая возможность, используйте с защитную крышку, надетую на иглу.

Установите прижимную силу на ее номинальное значение, после чего отрегулируйте угол горизонтальной погрешности, затем настройте азимут (устраните перекос иглы в канавки). Не нарушайте эту последовательность действий, поскольку каждый ее предыдущий ее шаг влияет на последующий – стоит изменить этот порядок и установка будет выполнена неправильно.

Прижимная сила

Для установления требуемой прижимной силы тонарм должен быть сбалансирован относительно центра тяжести и двух масс вокруг него — массы части тонарма с головкой и массы части тонарма с противовесом. Для этого сначала воспользуйтесь измерительными весами и установите прижимную силу по рекомендации из инструкции по эксплуатации головки звукоснимателя. Окончательная регулировка будет выполняться на слух. Если у вас нет весов, но на тонарме установлен градуированный по прижимной силе противовес, то, отключив механизм компенсации скатывающей силы (антискейтинг) тонарма, сначала подвиньте противовес так, чтобы тонарм оказался в строго горизонтальном положении и сбалансированным — шкалу противовеса теперь можно поставить в положение "0". Будьте очень осторожны с незащищенной иглой – правильная балансировка по массе возможна только со снятой защитной крышкой иглы! Как только тонарм сбалансирован и "ноль" противовеса выставлен, зафиксируйте тонарм в опоре и, аккуратно вращая градуированный противовес, задайте значение прижимной силы в соответствии с рекомендованным для вашего звукоснимателя.

Регулировка горизонтального угла погрешности

Следуйте инструкциям в руководстве пользователя вашего проигрывателя и инструкциям, входящими в комплект шаблона для регулировки – шаблоны могут быть предназначены для разных методов оптимизации следования иглы. Убедитесь, что грани звукоснимателя параллельны, иначе при повороте корпуса звукоснимателя для попадания на отметки шаблона вы ошибетесь при установке положения иглы. После того, как регулировка по шаблону показывает минимальную погрешность следования иглы, осторожно затяните винты крепления звукоснимателя. Плотно прижимая звукосниматель и шелл друг к другу, так, чтобы они не меняли положения, очень осторожно заверните каждый винт примерно на один оборот, после чего повторите это до затягивания. Если вы начнете затягивать до конца один винт, не закрепив остальные — перекос и нарушение юстировки угла горизонтальной погрешности практически неизбежны. Как бы тщательно вы не выполнили монтаж головки, после затягивания винтов всегда следует еще раз проверить угол погрешности по шаблону.

Азимут головки

Старая методика выставления нулевого угла перекоса (азимута) головки с помощью зеркала хорошо подходит лишь для некоторых звукоснимателей. Для звукоснимателей ручной работы с подвижной катушкой эта регулировка неточна. Игла может отклониться на несколько градусов от перпендикуляра, восстановленного к верхней части звукоснимателя.

Замечание: В наших звукоснимателях ручной работы с подвижной катушкой выдерживаются стандарты высокой точности. Погрешность перекоса иглы наших звукоснимателей всегда меньше 1°. — A.J. van den Hul B.V.

Существует два точных способа выставления азимута. Один из них – добейтесь наилучшего звучания пользуясь собственными ушами. Поворачивайте звукосниматель на очень малые, крошечные доли оборота, в разных направлениях, стараясь почувствовать, где то положение, в котором достигается наибольшая ширину музыкальной сцены, ее глубина и т.д.

Недостаток такого подхода состоит в том, что до тех пор пока у вас нет достаточного опыта таких прослушиваний, вас могут запутать изменения в звучании, так что проявите терпение и работайте тщательно и осторожно – это принесет вам наилучшие результаты.

Единственный оставшийся, но совершенно надежный метод требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Выставьте азимут так, чтобы перекрестные помехи на частоте 1000 Гц оказались одинаковыми для обеих каналов.

Угол вертикальной коррекции звукоснимателя

Если на вашем тонарме нет специального устройства для регулировки вертикального угла воспроизведения VTA, то регулировка высоты тонарма может представлять большое неудобство, в особенности тогда, когда ножка тонарма фиксируется на выбранной высоте только установочным винтом. В таких конструкциях чтобы изменить высоту тонарма, надо ослабить установочный винт, что обычно приводит к тому что ножка тонарма стремительно "проваливается" в установочное отверстие, оставляя вас в неведении, где было то первоначальное значение высоты, с которого вы сейчас пытаетесь начать ее увеличение или уменьшение (говорю об этом на основании горького опыта). Заклиньте промежуток между ножкой и установочной втулкой с помощью кусочков визиток – так, чтобы ножка не смогла упасть при ослаблении винта, или же подпорку, подходящую по размерам для размещения под установочным отверстием в корпусе проигрывателя. Внимательно прочитайте, что написано в инструкции к тонарму по поводу регулировки его высоты.

Наилучшим подходом является постепенная точная подстройка VTA при прослушивании музыки. Известно, что высоту тонарма нужно уменьшить, если общий характер звука жесткий и резкий, с неглубоким или задавленным басом, с акцентированными высокими частотами и неприятной окраской в диапазоне средних частот (конечно, причиной этого может быть и недостаточная величина прижимной силы). Искажения "заслоняют" детали сигналов низкого уровня, имеющиеся между музыкальными нотами, поэтому динамический диапазон сужается. Атака звука становится слишком выраженной. Когда звук тусклый и приглушенный, высокие частоты завалены, а атака звука нечеткая, то тонам следует поднять. Обратите внимание, что звучание может похоже меняться и при изменении прижимной силы (слишком малая – звук режет слух, слишком большая – звук тяжелый и неяркий). В принципе влияние прижимной силы и высоты тонарма на звук не совсем одинаковое, но описать различия простыми и понятными словами не так легко.

Сначала установите тонарм примерно параллельно поверхности грампластинки и сразу же опустите его чуть ниже этой плоскости. Послушайте звук и начинайте поднимать тонарм — сначала до того положения, где он параллелен плоскости грампластинки, а затем так, чтобы головка звукоснимателя начала наклонятся иглой вниз. Отмечайте прошедшие положения, с тем чтобы можно было вернуться к тому из них, которое вам больше всего нравится – тому, где звук оказывается "в фокусе". Диапазон регулировок может быть довольно широким, до 19 мм (3/4 дюйма) или даже больше (измерено у точки опоры тонарма).

Попробуйте крайние точки диапазона высоты – с тем, чтобы узнать, какова разница в звучании – не стесняйтесь экспериментировать.

Компенсация скатывающей сила (антискейтинг) (только для поворотных тонармов)

Поскольку на на поворотный тонарм в процессе воспроизведения действует скатывающая сила (одна из компонент силы тяги, направленная по касательной к канавке). Скатывающая сила, направленная к центру пластинки, повышает давление на внутреннюю сторону канавки и в той же мере ослабляет давление на внешнюю стенку. Это приводит к искажениям как из-за погрешности следования по канавке, так и из-за перекоса иглодержателя относительно генерирующей системы звукоснимателя. Для регулировки компенсирующей силы опустите иглу поближе к этикетке грампластинки, там где канавки удалены друг от друга. Увеличиваете компенсацию скатывающей силы до тех пор пока тонарм не станет медленно перемещаться наружу, в направлении от этикетки. Опять таки, окончательное положение должно быть выбрано на слух, когда вы прослушиваете музыку. Если звуковая картина (образ) немного смещается от центра, или же покажется, что положение ее не зафиксировано достаточно надежно, поэкспериментируйте с антискейтингом. Кроме этого, проследите как игла опускается в канавку. Не смещается ли она влево либо вправо относительно перпендикуляра к пластинке? Если да, то это служит указанием на то, что антискейтинг слишком велик или слишком мал.

Тонкая настройка

Мы сделали три основных настройки – прижимной силы, вертикального угла VTA и азимута — приближенно, по "грубой" шкале. Пора приступить к оптимизации звучания за счет повторного "тонкого" выполнения этих настроек. Изменение звучания после каждой из этих отдельных регулировок может быть похожим. По этой причине необходимо при оптимизации всех этих трех настроек экспериментировать, последовательно переходя от одного вида настройки к другому, от другого к следующему – чтобы достичь баланса оптимизации для всех трех. При выполнении настроек обращайте внимание на звучание женского голоса; стремитесь получить максимум впечатлений от вокальных особенностей и "осязаемого" восприятия личности певицы.

Начнем с того, что будем отклоняться от рекомендованной для звукоснимателя величины прижимной силы на очень небольшие шаги. В этом случае мы на самом деле ищем оптимальное положение электромагнитной (генерирующей) системы внутри головки звукоснимателя. Слишком большая прижимная сила – и прогиб звукоснимателя приводит к смещению катушек (или магнита) из центрального, наиболее линейного, положения. Шагом изменения могут быть сотые доли грамма или даже менее того; но в реальных экспериментах попробуйте менять прижимную силу в пределах ±0,2 грамма от номинальных рекомендаций изготовителя.

Не беспокойтесь, что пластинки будут повреждаться при больших значениях прижимной силы; б'ольшая часть повреждений пластинок на самом деле вызывается ошибками следования иглы по канавки в диапазонах от средних до высоких частот, когда прижимная сила слишком мала – а не тогда, когда эта сила слишком велика. (Кроме этого, 0,2 грамма – небольшое увеличение прижимной силы). При условии что игла не покрыта грязью и в хорошем состоянии, небольшое увеличение прижимной силы не повлияет на износ пластинки. Если вы иногда слышите отрыв от канавки в низкочастотном конце диапазона и при этом все же на басах звучание отличное (на умеренных уровнях сигнала, не при пушечном выстреле в Увертюре "1812 год"), велика вероятность того, что у вас либо загрязнена игла, либо поврежденная пластинка, или же срок службы вашего звукоснимателя подходит к концу.

Изменения прижимной силы могут изменить оптимальные настройки для вертикального угла воспроизведения VTA и азимута. Если азимут был первоначально установлен на слух, продолжайте опыты с ним. Однако, если он был выставлен с помощью приборов, оставьте его в покое и, вместо него, "поиграйте" с углом VTA и прижимной силой. Я иногда сравниваю этот процесс с затягиванием бесконечного ряда винтов – вы подтягиваете каждый из них на оборот или два за один раз, и повторяете это снова и снова – до тех пор пока не затяните их всех равномерно, только тогда соединяемые смежные поверхности будут соприкасаться друг с другом без коробления. Терпеливо продолжайте регулировку до тех пор пока не убедитесь в том, что звук "встал" на место и придраться не к чему.

Совет: Есть мнение, что размагничивание звукоснимателя с подвижной катушкой с помощью специального электронного устройства рекомендуется чуть ли не ежедневно, даже если звукосниматель не использовался.

Замечание: В отношении этого A.J. van den Hul хотел бы подчеркнуть следующее:

Будьте крайне осторожны при подаче сигнала на катушки звукоснимателя от любыч сигнальных генераторов. Нам не раз приходилось ремонтировать головки с расплавленными катушками и демпферами, которые случайно включили в цепь прогрева проводов в тонарме с помощью одного из генераторов прогревочных сигналов.

Более того, в противоположность общепринятым суждениям, A.J. van den Hul настоятельно не советует размагничивать ваши звукосниматели с подвижной катушкой. Размагничивание звукоснимателя снижает количество магнитных комплексов-доменов в магните системы с подвижной катушкой. Оно же упорядочивает эти магнитные домены, которые с течением времени имеют тенденцию к потере организованности. С другой стороны, как известно, "лечение может принести больший вред чем болезнь", потому что размагничивание уменьшает количество групп Вайца и переориентирует атомы, собирая их в более крупные и менее свободные накопленные формы. Конечным результатом, согласно исследоисследованиям van den Hul, является необходимость размагничивать ваш звукосниматель все чаще и чаще – а при этом теряется детальность звука. Итак, в то время как звукосниматель может звучать лучше после каждого размагничивания, разрешающая способность постепенно падает из-за все большего "пошагового" укрупнения его магнитных комплексов-доменов. Или, как бывало говорил A.J. van den Hul, “дело кончится тем, что придется размагничивать ваш звукосниматель после каждой симфонии Бетховена.” — примечание A.J. van den Hul B.V.

В основном мы закончили. Окончательная "тонкая" настройка потребует много дней или недель и является лишь делом нахождения времени для прослушивания вашей системы в спокойной обстановке. Иногда, при прослушивании разных пластинок будут "выползать" мелкие дефекты звука — даже при общем правильном и высококачественном характере звучания. Причины могут быть разные — и чуть меньшая, чем нужно, прижимная сила, и немного неверный вертикальный угол воспроизведения VTA. (Заметьте также, что многие хорошие звукоснимателей чувствительны к изменению температуры в помещении!*. Когда слишком тепло, они звучат непрозрачно, когда слишком холодно, их звучание может становиться резким. Имейте это в виду и учитывайте по мере смены времен года.) За исключением тех, кто способен регулировать угол VTA для каждой пластинки, большинство будет довольно той высоты тонарма, которая обеспечивает хороший компромисс для всех тех пластинок, которые они любят больше всего. Итак, включите вашу систему, дайте ей прогреться, расположитесь поудобнее и наслаждайтесь музыкой – даже если одним ухом вы и прислушиваетесь, нет ли повода подстроить еще что-нибудь.

* Мы считаем, что независимость от температуры является важным аспектом качества изделия. Поэтому в конструкции наших звукоснимателей мы используем специальные материалы, которые сводят влияние температуры на звук к минимуму. — примечание A.J. van den Hul B.V.

Одно последнее, но важное замечание о чистке иглы. Существует множество рекомендованных процедур чистки иглы, начиная с очистки ультразвуком, чистки кисточкой вручную, даже чистка с использованием наждачной бумаги, а также с применением разнообразных растворов – начиная с фирменных растворов на основе фреона и до просто спирта или раствора спирта в воде, вроде жидкостей для чистки грампластинок. Все эти процедуры каким-то образом влияют на загрязнения, отложившиеся на поверхности иглы. При использовании некоторых современных звукоснимателей с малыми радиусами иглы, может оказаться необходимым чистить иглу после каждой стороны прогиранной долгоиграющей грампластинки**. Разные методы чистки иглы могут привести к различию в звучании, примененный метод чистки может отразиться на требуемой частоте операций ухода за иглой и тд и тп. Открывается большой простор для экспериментов – в конце концов, уход за поверхностью иглы необходим.

** Как раз наоборот — иглы типа "fine-line" производства van den Hul не более подвержены собиранию пыли и грязи с грампластинки, чем иглы обычной формы. — примечание A.J. van den Hul B.V.

Статья Лоры Диарборн была опубликована в журнале The Absolute Sound.

Подготовлено по материалам портала "www.next-hifi.ru"

Фонокорректор

Фонокорректор это  усилитель - его частотная характеристика имеет сильный подъем на НЧ , и сильный спад на ВЧ . Это связано со способом нарезки звуковых дорожек ( при нарезке делается частотная коррекция сигнала ) . Сейчас ( с 60-х годов ) повсеместно применяется стандарт RIAA . Характеристика корректора по этому стандарту - должна быть такой , как на рис. . Если АЧХ корректора не соответствует этому стандарту ( например из-за разброса параметров у элементов корректора ) - то звучание корректора может отличаться на НЧ и ВЧ ....... У корректора заводского изготовления - отличия от стандарта обычно небольшие ( схема хорошо отработана и элементы подобраны ) ..... В случае самодельных корректоров - надо обязательно контролировать их частотную характеристику . Делать замеры . Иначе - результат ( по звучанию ) может быть очень разным .

Принцип работы ММ звукоснимателя

 Абревиатура ММ расшифровывается как MOVING MAGNET .Это именно - подвижный магнит . Этот магнит закреплен на конце кантилевера и перемещается вслед за движением иглы в канавке . Неподвижны в таком картридже только сами катушки (они внутри корпуса картриджа ) ...При перемещении этого магнита ( относительно сердечников катушек ) и происходит появление Э.Д.С. сигнала . Вот типичное устройство иглы ММ-картриджа - магнитик обозначен под цифрой 7 . Это игла Шур ..... На втором фото - показано устройство ММ-картриджа Аудио Техника - там на кантилевере закреплено 2 магнита ( такое построение картриджей часто называют VM-системой )

Настройка и установка иглы

1. Игла1.1. Уход за иглой и грампластинкой

Для обеспечения оптимального воспроизведения звука и сведения износа вашей грампластинки и иглы к минимуму мы рекомендуем выполнять следующую процедуру до и после каждого воспроизведения:

Перед каждым использованием осторожно удаляйте пыль с поверхности грампластинки с помощью тонкой антистатической щетки или ткани. Компания Ortofon не рекомендует использовать какие-либо растворители для чистки, как поверхности грампластинки, так и иглы. При необходимости грампластинки можно промыть в теплой деминерализованной воде с добавлением мыла, содержащего сульфокислоту. Чистящие средства должны быть противоаллергенными и экологически безвредными, не содержать отдушек, либо содержать их в минимально возможном количестве: несколько капель на несколько литров без образования пены.

Использование растворителей для чистки иглы и иглодержателя может повредить материал иглы. В результате проникновения растворителей могут быть серьезно повреждены внутренние детали звукоснимателя. Гарантия компании Ortofon будет аннулирована в случаях, если такая обработка привела к неисправности вашего звукоснимателя.

Для  чистки иглы используйте щёточку из углеродистого волокна, проведя ей несколько раз вдоль иглодержателя в направлении иглы, при каждом воспроизведении новой грампластинки или при её переворачивании на другую сторону. Это позволяет удалить всю обычную пыль и большую часть разделительного состава с новых грампластинок. Регулярно удаляйте пыль с конца иглы с помощью соответствующей небольшой щёточки, например, щёточки Ortofon, входящей в комплект поставки, которой следует провести вдоль иглодержателя в направлении конца иглы. После этой обработки обычно нет необходимости в дополнительной чистке иглы.

Не забудьте удалять пыль с конца алмазной иглы до и после воспроизведения каждой грампластинки.

Для поддержания электрических контактов в чистоте и смазки гайки с накаткой на тонарме компания Ortofon рекомендует периодически впрыскивать небольшое количество очистителя контактов, например, DeoxIT ®Gold серии G в гнездо тонарма.


1.2. Срок службы иглы

При правильном уходе можно обеспечить срок службы иглы до 1000 часов без ухудшения рабочих характеристик. Игла начинает демонстрировать изменения после 1000 часов эксплуатации, однако в целом предполагаемый срок службы иглы составляет до 2.000 часов.

Правильный уход включает следующие операции:

1. Чистка грампластинки с помощью щёточки из углеродного волокна до и после каждого использования. Периодическая чистка грампластинки с помощью машинки для чистки грампластинок

2. Чистка иглы с помощью тонкой антистатической щёточки. Не забудьте удалять пыль с конца алмазной иглы до и после воспроизведения каждой грампластинки. Перемещайте щёточку в прямом направлении от задней части звукоснимателя в направлении конца иглы. Запрещается перемещать щёточку от конца иглы к задней части звукоснимателя или из стороны в сторону.

3. Правильная регулировка противоскатывающей силы, азимута и вертикальной прижимной силы.

Что касается систем серии PRO, используемых для «скретчинга» и «бэк-кьюинга», то согласно нашему опыту срок службы иглы будет значительно короче в связи с уникальным назначением этих систем. Вследствие этого диджеи могут рассчитывать максимум на 500 часов использования.


2. Общий порядок установки звукоснимателя
2.1. Подключение проводов

Все звукосниматели имеют цветовую кодировку разъёмов.

При этом красный и зелёный цвет обозначает сигнальный разъём и разъём заземления соответственно правого канала, а белый и синий цвет обозначает сигнальный разъём и разъём заземления соответственно левого канала.

Зелёный разъём всегда будет использоваться для заземления корпуса звукоснимателя или системы электродвигателя при подключении внутри звукоснимателя.

Мы рекомендуем подключать выводные провода к звукоснимателю и держателю перед установкой звукоснимателя на держатель.

Запомните правильное положение выводных проводов, поскольку размер контактов разъёмов звукоснимателя составляет 1,2 мм, а размер контактов держателя составляет всего 1,0 мм.


Принципиальная схема контактов разъёма звукоснимателей серии 2M и OM

Принципиальная схема контактов разъёма звукоснимателей серии MC и SPU N



2.2. Положение иглы относительно центра грампластинки, вынос и регулировка

Для регулировки выноса следуйте инструкциям на проигрыватель грампластинок. В случае отсутствия инструкций или наличия угломера звукоснимателя мы рекомендуем использовать значение 16 мм в качестве основного положения иглы перед центром шпинделя для получения практически нулевой ошибки следования в двух положениях иглы (первое положение: примерно в 30 мм внутри относительно начальной канавки; второе положение: рядом с конечной канавкой воспроизведения).


2.3. Азимут, выравнивание по вертикали

Регулировка азимута или выравнивание по вертикали очень важны для достижения оптимального переходного затухания.

Проверка легко выполняется путем опускания звукоснимателя на тонкое зеркало, расположенное на поверхности грампластинки, и проверки того, находятся ли отраженные линии перпендикулярно звукоснимателю, если смотреть спереди. Во время этой проверки тонарм должен быть расположен параллельно поверхности грампластинки. Если это невозможно обеспечить в связи с толщиной зеркала, снимите грампластинку и выполните это действие непосредственно на мате.


2.4. Уровень тонарма, вертикальный угол

Звукосниматели имеют такую конструкцию, в которой угол иглодержателя соответствует углу нарезания дорожек грампластинки 20 градусов, когда на звукосниматель действует рекомендованная прижимная сила, а основание звукоснимателя параллельно тонарму. А он в свою очередь параллелен поверхности грампластинки.


2.5. Настройки предварительного усилителя проигрывателя

Для звукоснимателей с подвижным магнитом важна, как омическая нагрузка (47 кОм), так и ёмкостная нагрузка (обычно несколько сотен pF).

Омическая нагрузка для подвижных магнитов аналогична импедансу нагрузки для подвижных катушек.
Для звукоснимателей с подвижной катушкой только омическая нагрузка имеет значение (за исключением случаев, когда ёмкостная нагрузка является очень высокой). При этом она важна не более, чем значение, которое мы можем указать для рекомендованного интервала импеданса нагрузки, например, 10-200 Ом для звукоснимателя серии Rondo или >10 Ом для звукоснимателя серии MC Vivo.

Причина того, что подвижная катушка является настолько «нечувствительной», заключается в том, что она имеет низкое внутреннее сопротивление/сопротивление генератора, что делает звукосниматель с подвижной катушкой более «защищённым» от величины нагрузки.

На характер звука влияет входной импеданс/импеданс нагрузки. Чем ниже импеданс нагрузки, тем выше ток и тем более динамичным будет звук.


2.6. Противоскатывающая сила, регулировка компенсации скатывающей силы

Правильная регулировка компенсации скатывающей силы важна для достижения оптимальной регулировки прижимной силы и, следовательно, для минимального износа грампластинки и искажений. Правильная регулировка противоскатывающей силы должна компенсировать направленный внутрь крутящий момент, возникающий на тонарме и вызванный трением между иглой и канавкой. Но это опять зависит от типа иглы и амплитуд грампластинки.

Простая рекомендация для достаточно точной установки противоскатывающей силы: если вы слышите искажение, скажем, в правом канале при использовании рекомендованной прижимной силы, увеличьте значение на шкале компенсации скатывающей силы и наоборот. Это правило применяется в случае обычного использования звукоснимателя. Однако в случае использования диджеями, когда пластинка вращается вперёд и назад, следует уменьшить компенсации скатывающей силы. В противном случае игла будет прыгать по канавкам.


2.7. Комбинация тонарм/звукосниматель

При выборе звукоснимателей с подвижной катушкой, или звукоснимателей с подвижным магнитом для вашего проигрывателя грампластинок следует учитывать общую массу тонарма со звукоснимателем и держателем относительно упругой податливости (упругости) звукоснимателя/иглодержателя.

То есть при большой массе этой комбинации требуется низкая упругая податливость. В противном случае неровности грампластинки могут легко вызвать вибрации тонарма с частотой около 4 - 6 Гц, что приведёт к снижению качества звучания. Рекомендуется частота как минимум 8 Гц


3. Неисправности3.1. Проблемы, связанные с контактом

Отсутствие одного канала может возникать по нескольким причинам. В отношении звукоснимателей, установленных в держателе, проверьте кабельные наконечники на предмет отсутствия короткого замыкания или проводов внутри изоляции, отключённых от кабельного наконечника.

Согласно нашему опыту грязь является основной причиной отсутствия контакта в системах, в которых используется подключение тонарма типа SME. Грязь или своего рода окисление (если контакты не являются позолоченными, либо если позолоченные контакты подверглись абразивной очистке) может возникать на всех соответствующих контактах и особенно в случаях, когда системы часто перемещаются из помещения на открытый воздух, например, при использовании диджеями.

Для чистки контактов мы рекомендуем использовать контактный спрей WD-40. Он также будет очень полезен для смазки соединения (но не на тонарме типа SME).


3.2. Искажения

Правильная прижимная сила имеет очень большое значение для оптимального качества звучания, а также для уменьшения износа грампластинки, вызванного неправильным следованием иглы. Рекомендуется, чтобы прижимная сила была большой, чем слишком малой, чтобы она позволяла преодолевать высокие амплитуды грампластинки. При этом её следует регулировать вместе с противоскатывающей силой.


4. Почему следует использовать специальный монофонический звукосниматель для воспроизведения монофонических виниловых грампластинок?

На монофонической грампластинке сигнал записывается путём прорезания канавки в одной плоскости, в то время как стерео сигнал записывается путём прорезания под углом +/- 45 градусов в противоположных стенках канавки (см. рис. справа).

Стереофонический звукосниматель сможет воспроизводить стерео и моно грампластинки, поскольку моно запись является специальной версией стерео записи, в которой сигналы правого и левого канала являются одинаковыми. В то время как стереофонический звукосниматель может воспроизводить монофонические грампластинки, он не может достичь такой же точности сигнала между двумя каналами. Монофонический звукосниматель формирует единственный сигнал, который направляется в оба канала в системе. Монофонический звукосниматель, используемый для воспроизведения звука, записанного на монофонических грампластинках, создаёт более мощный и устойчивый образ с более полным, более воздействующим звуком.

Ещё одним большим преимуществом использования монофонического звукоснимателя для воспроизведения монофонических грампластинок является отсутствие реакции на вертикальное движение. Это означает, что монофонический звукосниматель в принципе защищён от пинч-эффекта, который начинает действовать, когда игла выталкивается вверх по-вертикали в очень узких канавках. Также значительно уменьшается реакция на пыль, грязь и износ. Конечным результатом будет чистое и бесшумное воспроизведение монофонической грампластинки.

Качество звучания будет значительно выше в случае использования высококачественного настоящего монофонического звукоснимателя для воспроизведения ваших монофонических грампластинок.

Статья с официального сайта ORTOFON

http://international.ortofon.com/ru/hifi/support-and-service-ru/faq-and-installation-ru 


Краткий экскурс о виниловых пластинках

Краткий экскурс

Годом рождения индустрии грамзаписи считается 1894, тогда Эмиль Берлинер начал производство грампластинок под именем фирмы Berliner Gramophone. 100лет истории пластинки прошли вместе с техническим и культурным развитием XX века. Можно выделить несколько принципиальный этапов на этом пути:


1. до 1920х Прямая акустическая запись на восковый диск.лицензионные технологии, монополизированые рынки, домашнее музицирование
2. 1920-30е Электрическая звукозапись, микрофонная техника с естественной акустикоймассовая пропаганда, рождение массовых музыкальных жанров, ламповая техника звукоусиления, электромагнитные звукосниматели, звуковое кино, музыкальное радио, танцевальные оркестры
3. 1930-50е Магнитофонная запись, монтаж с наложением и искусственой реверберациеймировая война, первые эксперименты с электромузыкальными инструментами
4. 1950-60е стандартизация, HiFi и стереофоническая микродорожечная запись на лаковый дискбытовые магнитофоны, телевидение, широкоформатные многоканальные кинотеатры, поп-культура, транзисторы, высокое качество аналоговой схемотехники
5. 1960-70е Многодорожечная звукозапись, эквализация, динамическая обработка и реверберациякомбо-органы, синтезаторы, шумоподавление, музыкальная субкультура стадионных концертов и компактных кассет, микроэлектроника, операционные усилители,
6. 1970-80е Многоканальная звукозапись, цифровое микширование, запись на металлический дискмикропроцессоры и оперативная память, dolby stereo, синтетические музыкальные жанры, дискотеки, ритм, свет, бум-бокс
7. 1980-90е Цифровая обработка и компьютертный монтаждомашнее видео, музыкальное телевидение, семплеры, трекеры, секвенсеры, цифровые рекордеры, аудио CD, walkman, компьютерные рабочие станции, сети передачи данных, мультимедиа. Лицензионные цифровые технологии, стирание национальных культур и глобализация музыкальных рынков.



Грамзапись прошла большой путь, но монополией началась, глобализацией закончилась. И ладно, это их нравы. Интересна другая - ностальгическая тенденция в технике звукозаписи XXI века.

Современные многоканальные студии закупают ламповые микрофоны, старые микрофонные преды. На выходе цифровых сигнальных трактов высокого разрешения ставятся иммитаторы насышения магнитной ленты, винтажные компрессоры и ленточные ревербераторы. Модным электронным музыкантам, для воплощения своих идей, необходимы старые электромеханические инструменты, востребован оригинальный сайнд комбоорганов 60х. К высокой верности звучания ностальгия, отношения не имеет, мастера в своем творчестве хотят обогатить окружающий мир, а не просто изготовить его многопиксельную копию. В дорогих студиях пропускают сведенный материал через аналоговый studer, убивают "цифровую верность звучания" всеми возможными средствами, лишь бы звук был Тот самый, человечный и знакомый с детства."

Какие бывают грампластинки.

Старые патефонные щелаковые на 78об., выпускались до 60х годов. Современные нам пластинки все долгоиграюшие на 33 и 45об. Старые монофонические, номера с буквой "Д", размерами были как патефонные.


Гранд - 10" (EP)- 250мм
Супер-миньон - 200мм



Ранние стерео-пластинки обозначались "СМ", поздние "С". И стерео и моно пластинки выпускаются размерам:


Гигант (LP) - 12" - 300мм (С60)
Миньон (45,SP,single) - 7" 175мм (стерео С62 или моно М62)



Надо быть внимательным, к буквам в обозначении номера пластинки. "Д" и "СМ" это пластинки с микродорожечной записью 50х,60х годов, для их правильного воспроизведения желательны старые звукосниматели с иглами 25мкм. Пластинки "С60","С62","М62" делаются под современные головки 18мкм.

Технические нормативы на советские грампластинки и аппаратуру


ГОСТ 1117-51 - Стальные иглы громкого тона d1,4mm тихого тона d1mm r 30-60мкм
ГОСТ ????-52 - Радиус закругления для иглы 78об/м = 60 мкм, для долгоиграющей - 25 мкм, ширина немодулированой канавки 60мкм, шаг постоянный
ГОСТ 7765-55 - Корундовые иглы для обычных пластинок d0,4мм r=60-61мкм, для долгоиграющих d0,6 r=24-32мкм
ГОСТ 5289-56 - Введены долгоиграющие пластинки
ГОСТ ????-60 - Радиус закругления иглы для стерео грампластинки 13-18мкм, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, частотный диапазон до 63-15кГц, разделение каналов > 40дБ нелинейные искажения на макимальных скоростях 1%, изменяемое расстояние между канавками и их глубину, ширина немодулированой канавки 40мкм, глубина модуляции каждого канала снижена на 3дБ по сравнению с одноканальной
ГОСТ 7893-61 - Звукозапись механическая на диск
ГОСТ 5289-61 - Д-NNNNN Пластинки грамофонные. Общие технические условия
ГОСТ 7765-61 - Иглы для звукоснимателей алмазные и корундовые
ГОСТ ????-63 - "Гибкие пластинки" глубина канавки 30 мкм, толщина пластинки 120мкм, пишутся с завалом ВЧ,частотная характеристика ГП, по сравнению с долгоиграющей, имеет завал достигающий -6дБ на частоте 10кГц, (этот завал компенсируется при записи), уровень шумов -50дБ
ГОСТ 11157-65 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя >0,5МОм чувствительность на 1кГц не хуже 250мВ, диапазон частот 60-15000Гц)
ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN 33C-NNNNN 33CМ--NNNNN



Со звукоснимателями связана проблема совместимости стереопластинок. Старые монофонические звукосниматели обладают недостаточной гибкостью к вертикальным колебаниям и неспособны следоватьпо канавке стереопластинки с глубинной модуляцией. Чтобы решить эту проблему на низких частотах Мелодии пришлось несколько ограничить вертикальную сотавляющую сигнала, записываемого на стереопластинку с индексом СМ. Монофонические звукосниматели середины 70х уже имели достаточную вертикальную гибкость и воспроизводят стереопластинку без искажений поэтому на пластинках с индексом С перестали ограничивать вертикальную составляющую.


ГОСТ 7893-72 - С60-NNNNN Звукозапись механическая на диск (IEC стерео 45/45градусов, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, 31.5-16000Гц +-2ДБ, КНИ < 1,5%, скорость +-0,5%, детонация 0,04%, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео = 7,1см/с, радиус закругления иглы 18мкм, вертикальный угол записи 15град +-2)
ГОСТ 5289-73 - С60-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия (центр 7,24мм, эксцентриситет < 0,2мм, коробление < 2мм, шум -53dB относительно 1кГц при 10см/с)
ГОСТ 18631-73 - Головки звукоснимателей
ГОСТ 11157-74 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя 0,4-1МОм, емкость 180пФ, для низкоомного 38-56кОм, чувствительность 200-250мВ и 3-5 мВ соответственно, 40-18000Гц)
ТУ 43-03-48-73 "Гибкие пластинки" (31.5-12000Гц)



Согласно ГОСТ на ЭПУ способность иглы следовать по звуковой канавке характеризуется гибкостью звукоснимателя. Гибкость звукоснимателей III класса в 17 раз меньше гибкости звукоснимателей высшего класса. К сожалению еще в середине 70х Мелодии приходилось учитывать это обстоятельство и вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами в расчете ТОЛЬКО на массовые звукосниматели III класса. При этом параметры ЭПУ высшего класса полностью не реализовывались.


ГОСТ 7893-79 - АЧХ канала записи (IEC 3180-318-75 мкc, канала воспроизведения 7950-3180-318-75 мкc)
ГОСТ 5289-80ГОСТ 23963-79 - Иглы для звукоснимателей алмазные
ТУ 43-03-48-78 - "Гибкие пластинки"
ТУ 43-03-69-79 - "Комплект оригиналов оформления для грампластинок"
ГОСТ 7893-??ГОСТ 18631-87 - Головки звукоснимателей (20-20000+-1,5дБ, 0,7-2,0мВ/см/с 10000Гц, разделение каналов на 1кГц 25дБ, прижимная сила не более 1мН )
ГОСТ 11157-87 - Устройства воспроизведения механической грамзаписи (скорость 0,55%, рокот 76дБ(взвеш), детонация 0,05, диапазон частот 20-20000Гц)
ГОСТ 5289-88/94 - С60-NNNNN Грампластинки аналоговые IEC 98 (20-20000Гц, шум немой канавки -60dB, коробление 1,5%)
ТУ 43-03-88/89 Фонограмма механическая на медном диске DMM (20-20000Гц, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео =14см/с, шум матрицы 68дБ) Индекс ЦЗ означает цифровая запись



Звукозапись

При выборе пластинки внимание стоит обращать на год издания, сохранность, студию звукозаписи и завод производитель.

Со времени возникновения фирмы Мелодия процесс подготовки и издания грампластинок СССР был централизован. Об истории становления индустрии Борис Меерзон рассказал в журнале "Звукорежиссер": Cредства и на подготовку звукорежиссеров должного уровня, и на покупку современного оборудования и, наконец, на оплату гонораров исполнителям выделялись только Москве, в частности, Государственному Дому радиовещания и звукозаписи, либо Всесоюзной студии грамзаписи, входящей в состав фирмы "Мелодия". Все записи для тиражирования и государственного хранения, "фондовые", наиболее трудоемкие и дорогостоящие, на всей территории бывшего СССР (даже в таких городах, как Ленинград и Киев) должны были делать только командированные специально для этого из Москвы бригады специалистов, да еще и на привезенной с собой аппаратуре.

Фондовые записи в USSR это высокая марка, но надо добавить, что процедура передачи записей между союзными ведомствами все таки существовала. Многие популярные записи Мелодия получала для издания от киностудий, из Домов радио и звукозаписи и студии Центрального телевидения (Гостелерадио СССР). К 80м годам собственная структура фирмы Мелодия включала хорошо оснащенные республиканские студии грамзаписи и централизация производственного процесса значительно уменьшилась.

Многие студийные записи делались уже в региональных студиях "Мелодии". Интересные факты существования частных студий звукозаписи в СССР открылись в последнее годы. Знаменитые работы Давида Тухманов и Александра Зацепина делались ими самостоятельно в домашних студиях с сессонными музыкантами. Ращные варианты фонограмм сдавались заказчикам на киностудии на Мелодию и на радио.

Где бы и как ни готовилась запись, для выпуска на пластинках, она проходила прослушивание, утверждалась и включалась в производственые планы всесоюзной фирмы "Мелодия". Магнитофонная лента передавалась в Аппаратную механической записи фирмы "Мелодия", в ВСГ - единственное место в стране где нарезается один лаковый диск с записью и присваивается порядковый номер записи.

Производство грампластинки

Только теперь начинается производственый процесс, зона ответственности заводов грамзаписи. В журнале "Наука и жизнь" и каталоге-бюллетене ВФГ Мелодия 80х рассказали некоторые производственные тонкости: Проследим производстенную цепочку после записи лакового диска на ВСГ до выпуска грампластики:

Лаковый диск из студии ВСГ перевозится на Московский опытный завод "Грамзапись". "МОЗГ" это гальванический и прессовый цеха в городе Химки, которые в 1978 были выделенны из ВСГ. Там последовательно, методом гальванопластики изготавливают:

1. один первый оригинал;
2. 7-10 вторых оригиналов, которые прослушивает контролер, обнаруженые дефекты устраняют граверы;
3. от нескольких штук до 140 третих оригиналовНа Опытном заводе их используют как матрицу, только когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.
4. Для массовых тиражей Опытный завод изготавливает несколько сотен четвертых оригиналов, которые рассылают на заводы грамзаписи.
5. Заводы самостоятельно изготавливают пятые копии, которые служат матрицами. Норматив до 20 матриц с каждого полученного из Москвы оригинала.
6. В прессовых цехах печатают по несколько сотен пластинок с каждой матрицы. Вместе с матрицами в горячий пресс закладывается этикетка установленого образца. Первую пластинку с каждого пресса проверяют и прослушивают. Последующие проверяют по внешнему виду, прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц.



Как видим, при массовых тиражах все заводы находятся в одинаковом положении, все получают одинаковые четвертые оригиналы в количествах соответствующих производствеными планам и нормативам. В плановой социалистической экономике различаться на заводах может возраст оборудования, партия завезенного сырья и... культура производства.

Другая, интересная производственная схема складывается когда региональные студии готовят издания национального или местного значения, для этого магнитофонная запись отправляется на ВСГ, где после контроля ее качества пишется лаковый диск которому присваивается порядковый номер записи.


1. на Московском опытном заводе "Грамзапись", больше в СССР просто негде - с лакового диска готовится первый оригинал.
2. несколько вторых оригиналов проходит контроль качества и гравировку.
3. десятки изготовленых третьих оригиналов уже можно использовать в качестве матрицы. Именно они в необходимом количестве отправляются заказчику. Наверняка, какое-то количество остается в центральном архиве.
4. региональный завод грамзаписи ведет печать пластинок с полученых из Москвы матриц. Такие малотиражные пластинки это четвертая копия, при прочих равных, они будут лучше массовых изданий этого завода.



Какие это были заводы? Даже малотиражные записи рапределялись и утверждались в головном офисе "Мелодии", наверняка были заказы республиканских Министерств, и совершенно точно, что завод работал с записями своей местной студии грамзаписи:


Всесоюзная студия грамзаписи с 1959 имела опытное производство пластинок, знамениты с синими этикетками. с 1978 это производство ведет Московский опытный завод - этикетки красные, синие и черные. ВСГ и МОЗГ это всегда высокое качество записи и печати пластинок.
Ленинградская студия грамзаписи (с 1959) и завод грампластинок (с 1953 по 1964 завод "Аккорд") (РСФСР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, для стерео - белые, красные и черные
Рижская студия грамзаписи и завод грампластинок (Латвийская ССР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, оранжевые, красные, синие, черные и красочные
Ташкентская студия грамзаписи и завод грампластинок (Узбекская ССР) - этикетки желтые низкое качество бумаги
Тбилисский завод грампластинок (Грузинская ССР) - этикетки есть белые, есть черные.
Таллиннская, Вильнюсская студия издавались на Рижском заводе, Алма-Атинская - на Ташкентском.



Если региональное издание, получало всесоюзную популярность и заказы торговли требовали увеличения тиража, была возможность в Москве изготовить дополнительные оригиналы и обычным порядком задействовать мощности других заводов Всесоюзной фирмы "Мелодия".

Не везде были свои республиканские студии-грамзаписи достойного качества, не хватало подготовленых специалистов, качественого оборудования. Многие национальные записи делались и издавались в Москве. Белорусские Песняры, украинские, молдавские исполнителями записывали на студиях Москвы пластинки с отличного качества народной музыкой.

Апрелевский завод грампластинок в такой структуре оказался в самом худшем положении. Сказалась явная конкуренция в центральном регионе c ВСГ, а потом с заводом "Грамзапись", Навряд ли Апрелевке доставались в производство министерские заказы на пластинки ко "Дню рыбака" и "Дню строителя" :-) Может быть поэтому самый мощный завод страны работал только на массовых тиражах. Его пластинки с белыми, кремовыми, красными и редко редко синими этикетками никогда не славились особым качеством.

Вопрос, который естественно возникает у заинтересованых коллекционеров, это тиражи пластинок ВФГ "Мелодия". Эту советскую служебную тайну сегодня не знает даже ФГУП "Мелодия". Общий выпуск пластинок в СССР конца 80х достиг 190 миллионов экземпляров. Технические возможности печати массовых тиражей допускали выпуск несколько миллионов экземпляров пластинки. Как определить объем тиража напечатаный с конкретной матрицы, где начало массового тиража? - По формальным признакам рядовому покупателю не определить никак. Разделения пластинок по сортам-тиражам в СССР никогда не сущестовало. Само собой это означало, что все отечестенные грампластинки производятся в строгом соответствии с техническими нормами и все до единой удовлетворяют требованиям высококачественного проигрывания на аппаратуре первого и высшего класса.

Некоторый ориентир в понятии первый тираж могут дать данные опубликованые в 1984 году директором Московского опытного завода "Грамзапись". Количество экземпляров первых выпусков новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители Министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра:


оперная, симфоническая, камерная музыка - 3-5 тысяч
русская народная музыка - 5-10 тысяч
национальная музыка народов СССР - 1-2 тысячи
песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов - 5-10 тысяч
вокально-инструментальные ансамбли - 10-30 тысяч
наиболее популярные эстрадные программы ("С новым годом", "Для вас, женщины") - до 100 тысяч
литературно-драматические записи - 1-3 тысячи
детские записи - 5-10 тысяч



Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Еше техническая информация из первых рук:
С одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны (покупаются за валюту).
Начальный уровень шума пластинок -55-57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ.
Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (продаются за валюту).

Несколько практических рекомендации по поиску удачных изданий


Все лучшее в звукозаписи СССР делалось для издания поизведений классической музыкальной культуры.
Качество записи на любой пластинке зависит от исполнителя, звукорежиссера, студии звукозаписи и остроты использованого при нарезке резца
Авторские исполнительские сборники часто делались из разных студийных записей, качество композиций на одной пластинке будет разным.
Качество печати пластинки зависит от тиража и завода производителя
Остромодная пластинка купленная вами или доверенными лицами по-знакомству или по номенклатурной "выписке", скорее всего раннее издание
Экзотические разовые издания это всегда малые тиражи, короткий производственый процесс.
Если на пластинке указана пара вроде Ленинградская студия грамзаписи - Ленинградский ордена Знак почета завод грапластинок, это наверняка малый тираж.
ВСГ-МОЗГ всегда хорошее и отличное качество не зависимо от цвета этикетки
Все советские диски 60-70х в художественном конверте это ранние тиражи, допечатки продавались в "общих".
С середины 80х редко какие пластинки выходили тиражем более 50тыс. 15тыс экземпляров это уже большой тираж.



Вывод из многочисленых попыток "цветовой диференциации" этикеток Мелодии, такой, что на этом невозможно построить практическую стратегию подбора коллекции:


Не было технических условий какую этикетку на какой тираж клеить, что заказали в типографии, такие и поклеили.
Ни цена ни сортность пластинки никак от этикетки не зависили.
Если градация в этикетках и была, то внутренние правила соблюдали на каждом заводе свои.
Основная масса пластинок 80х годов у всех коллекционеров с красными этикетками, независимо от завода изготовителя.
Для абсолютного большинства мелодиевских изданий никто не видел черных и синих этикеток. Искать их бесполезно.



Гарантий качественого исполнения и звукорежиссуры не дает ни цвет этикетки ни имя завода изготовителя. Но других вариантов издания не существует, мастер лента и матрица с нее далалась одна на всю страну. Какую пластинку сумеете найти в лучшем состоянии, такую и покупайте.

Оценка состояния грампластинок


Mint - свежая, нулевая, хоть и пару раз играная пластинка. Конверт защитным пакетом и с оригинальными вложениями.
NM/ЕХ - хорошее и отличное состояние для аккуратно играных пластинок. Мало заметные следы использования, легкие царапины без слышимых дефектов. Возможны щелчки на вводной дорожке, в паузах заметен повышенный шорох канавки. У конверта пожелтевшая бумага, чистый торец, но есть незначительные следы пользования: потертый углы.
VG - мочалка, хорошо поработавшая пластинка. На лэйбаке следы установки, на поверхности мелкие царапины и потёртости, звучание в целом хорошее, есть редкие шелчки и похрустывание. У конверта стертые корешки и углы, но он не рваный и не мятый.
G/F - убитая, запиленная, пластинка - серая поверхность, царапины и ссадины, сплошные потертости. Формально пластинка все еще воспроизводится (от анг. Good/Fair), но прослушиваются с постоянным потрескиванием и песком, возможны заедания и пропуски дорожки. Конверт с надрывами и существенно изношен.
P/B - никакая вообще - пластинка непригодная для проигрывания. Но даже в таком состоянии раритет представляет собой коллекционную ценность



На практике:


честный VG+ первых изданий лучше чем mint переиздания 80-х на тонкой и паршивой массе.
Sealed - это запечатаные пластинки, купленые без гарантий, это неизвестно что, а скорее всего - производственый брак, предназначеный к уничтожению.
то ,что продавцы сегодня EX за mint выдают, это повсеместная практика и особенно развита она на любимом наebay.



Чистка грампластинок

Под "чисткой грамзаписей" не подразумевается цифровая обработка сигналов. Речь пойдет об устаревших, но пока еще эффективных технологиях удаления пыли и грязи с поверхности грампластинки

Нам нужны:


Антистатическая шетка для удаления пыли с пластинки и с иглы.
Рекомендуется для повседневного использования
Жесткая капроновая кисточка и изопропиловый спирт для чистки иглы.
Рекомендуется осматривать и чистить иглу после прослушивания 3-4 пластинок, В зависимости от состояния, конечно.
Раствор для мытья грампластинок. "Классика" это слабый 1:7 раствор изопропилового спирта в дистиллированой воде (из автомагазина или просто хорошо фильтрованой) с капелькой споласкивающего вещества. Это жидкость-смачиватель для фотопленки (Kodak Photo Flo AGFA Agepon) или ополаскиватель для посудомоечной машины (Henkel Somat)



Cтарые сильнозагрязненные пластинки предварительно моют в теплой воде с качественым моющим средством для мытья посуды типа Bagi Шамполиш. Помазком для бритья тщательно промывают поверхности поластинки. Под краном смывают пену и делают финальную промывку в "классическом" растворе. Потом надо стрехнуть капли, обтереть пластинку чистой безворсовой тряпочкой Bagi "Чудо тряпка" и разместить подсохнуть на разложеных газетах. За этикетки не беспокойтесь, они крепкие как правило, их впечатывают в винил горячим способом при шатмповке. Но тереть этикетки без нужды не надо.

Если после контрольного прослушивания на острие иглы образовался плотный серый налет типа инея, значит в звуковых канаках остатки моющих средств. Такой налет всегда остается после мытья пластинок с Ferri. Через несколько прослушиваний игла прочистит канавку, но пока звук даже хороших пластинок будет довольно мутным.

Для контроля чистоты пластинок надо переодически осматривать состояние иглы звукоснимателя в сильное увеличительное стекло.
Да! Изопропиловый спирт применяется, не из экономии, а из-за того, что он в отличие от этилового, растворяет жир и куски сала со старых залапаных пластинок. Щелачные пластинки на 78, никакими спиртами мыть нельзя, этикетки на них вообще мочить нельзя.
И последнее, в совсем уж тяжелых случаях - клей, краска легко отходит с ваткой смоченой растительным маслом. Такую пластинку нужно сразу промыть в моющем растворе

По материалам сайта popsa.info