Статьи

Настройка и установка иглы

1. Игла1.1. Уход за иглой и грампластинкой

Для обеспечения оптимального воспроизведения звука и сведения износа вашей грампластинки и иглы к минимуму мы рекомендуем выполнять следующую процедуру до и после каждого воспроизведения:

Перед каждым использованием осторожно удаляйте пыль с поверхности грампластинки с помощью тонкой антистатической щетки или ткани. Компания Ortofon не рекомендует использовать какие-либо растворители для чистки, как поверхности грампластинки, так и иглы. При необходимости грампластинки можно промыть в теплой деминерализованной воде с добавлением мыла, содержащего сульфокислоту. Чистящие средства должны быть противоаллергенными и экологически безвредными, не содержать отдушек, либо содержать их в минимально возможном количестве: несколько капель на несколько литров без образования пены.

Использование растворителей для чистки иглы и иглодержателя может повредить материал иглы. В результате проникновения растворителей могут быть серьезно повреждены внутренние детали звукоснимателя. Гарантия компании Ortofon будет аннулирована в случаях, если такая обработка привела к неисправности вашего звукоснимателя.

Для  чистки иглы используйте щёточку из углеродистого волокна, проведя ей несколько раз вдоль иглодержателя в направлении иглы, при каждом воспроизведении новой грампластинки или при её переворачивании на другую сторону. Это позволяет удалить всю обычную пыль и большую часть разделительного состава с новых грампластинок. Регулярно удаляйте пыль с конца иглы с помощью соответствующей небольшой щёточки, например, щёточки Ortofon, входящей в комплект поставки, которой следует провести вдоль иглодержателя в направлении конца иглы. После этой обработки обычно нет необходимости в дополнительной чистке иглы.

Не забудьте удалять пыль с конца алмазной иглы до и после воспроизведения каждой грампластинки.

Для поддержания электрических контактов в чистоте и смазки гайки с накаткой на тонарме компания Ortofon рекомендует периодически впрыскивать небольшое количество очистителя контактов, например, DeoxIT ®Gold серии G в гнездо тонарма.


1.2. Срок службы иглы

При правильном уходе можно обеспечить срок службы иглы до 1000 часов без ухудшения рабочих характеристик. Игла начинает демонстрировать изменения после 1000 часов эксплуатации, однако в целом предполагаемый срок службы иглы составляет до 2.000 часов.

Правильный уход включает следующие операции:

1. Чистка грампластинки с помощью щёточки из углеродного волокна до и после каждого использования. Периодическая чистка грампластинки с помощью машинки для чистки грампластинок

2. Чистка иглы с помощью тонкой антистатической щёточки. Не забудьте удалять пыль с конца алмазной иглы до и после воспроизведения каждой грампластинки. Перемещайте щёточку в прямом направлении от задней части звукоснимателя в направлении конца иглы. Запрещается перемещать щёточку от конца иглы к задней части звукоснимателя или из стороны в сторону.

3. Правильная регулировка противоскатывающей силы, азимута и вертикальной прижимной силы.

Что касается систем серии PRO, используемых для «скретчинга» и «бэк-кьюинга», то согласно нашему опыту срок службы иглы будет значительно короче в связи с уникальным назначением этих систем. Вследствие этого диджеи могут рассчитывать максимум на 500 часов использования.


2. Общий порядок установки звукоснимателя
2.1. Подключение проводов

Все звукосниматели имеют цветовую кодировку разъёмов.

При этом красный и зелёный цвет обозначает сигнальный разъём и разъём заземления соответственно правого канала, а белый и синий цвет обозначает сигнальный разъём и разъём заземления соответственно левого канала.

Зелёный разъём всегда будет использоваться для заземления корпуса звукоснимателя или системы электродвигателя при подключении внутри звукоснимателя.

Мы рекомендуем подключать выводные провода к звукоснимателю и держателю перед установкой звукоснимателя на держатель.

Запомните правильное положение выводных проводов, поскольку размер контактов разъёмов звукоснимателя составляет 1,2 мм, а размер контактов держателя составляет всего 1,0 мм.


Принципиальная схема контактов разъёма звукоснимателей серии 2M и OM

Принципиальная схема контактов разъёма звукоснимателей серии MC и SPU N



2.2. Положение иглы относительно центра грампластинки, вынос и регулировка

Для регулировки выноса следуйте инструкциям на проигрыватель грампластинок. В случае отсутствия инструкций или наличия угломера звукоснимателя мы рекомендуем использовать значение 16 мм в качестве основного положения иглы перед центром шпинделя для получения практически нулевой ошибки следования в двух положениях иглы (первое положение: примерно в 30 мм внутри относительно начальной канавки; второе положение: рядом с конечной канавкой воспроизведения).


2.3. Азимут, выравнивание по вертикали

Регулировка азимута или выравнивание по вертикали очень важны для достижения оптимального переходного затухания.

Проверка легко выполняется путем опускания звукоснимателя на тонкое зеркало, расположенное на поверхности грампластинки, и проверки того, находятся ли отраженные линии перпендикулярно звукоснимателю, если смотреть спереди. Во время этой проверки тонарм должен быть расположен параллельно поверхности грампластинки. Если это невозможно обеспечить в связи с толщиной зеркала, снимите грампластинку и выполните это действие непосредственно на мате.


2.4. Уровень тонарма, вертикальный угол

Звукосниматели имеют такую конструкцию, в которой угол иглодержателя соответствует углу нарезания дорожек грампластинки 20 градусов, когда на звукосниматель действует рекомендованная прижимная сила, а основание звукоснимателя параллельно тонарму. А он в свою очередь параллелен поверхности грампластинки.


2.5. Настройки предварительного усилителя проигрывателя

Для звукоснимателей с подвижным магнитом важна, как омическая нагрузка (47 кОм), так и ёмкостная нагрузка (обычно несколько сотен pF).

Омическая нагрузка для подвижных магнитов аналогична импедансу нагрузки для подвижных катушек.
Для звукоснимателей с подвижной катушкой только омическая нагрузка имеет значение (за исключением случаев, когда ёмкостная нагрузка является очень высокой). При этом она важна не более, чем значение, которое мы можем указать для рекомендованного интервала импеданса нагрузки, например, 10-200 Ом для звукоснимателя серии Rondo или >10 Ом для звукоснимателя серии MC Vivo.

Причина того, что подвижная катушка является настолько «нечувствительной», заключается в том, что она имеет низкое внутреннее сопротивление/сопротивление генератора, что делает звукосниматель с подвижной катушкой более «защищённым» от величины нагрузки.

На характер звука влияет входной импеданс/импеданс нагрузки. Чем ниже импеданс нагрузки, тем выше ток и тем более динамичным будет звук.


2.6. Противоскатывающая сила, регулировка компенсации скатывающей силы

Правильная регулировка компенсации скатывающей силы важна для достижения оптимальной регулировки прижимной силы и, следовательно, для минимального износа грампластинки и искажений. Правильная регулировка противоскатывающей силы должна компенсировать направленный внутрь крутящий момент, возникающий на тонарме и вызванный трением между иглой и канавкой. Но это опять зависит от типа иглы и амплитуд грампластинки.

Простая рекомендация для достаточно точной установки противоскатывающей силы: если вы слышите искажение, скажем, в правом канале при использовании рекомендованной прижимной силы, увеличьте значение на шкале компенсации скатывающей силы и наоборот. Это правило применяется в случае обычного использования звукоснимателя. Однако в случае использования диджеями, когда пластинка вращается вперёд и назад, следует уменьшить компенсации скатывающей силы. В противном случае игла будет прыгать по канавкам.


2.7. Комбинация тонарм/звукосниматель

При выборе звукоснимателей с подвижной катушкой, или звукоснимателей с подвижным магнитом для вашего проигрывателя грампластинок следует учитывать общую массу тонарма со звукоснимателем и держателем относительно упругой податливости (упругости) звукоснимателя/иглодержателя.

То есть при большой массе этой комбинации требуется низкая упругая податливость. В противном случае неровности грампластинки могут легко вызвать вибрации тонарма с частотой около 4 - 6 Гц, что приведёт к снижению качества звучания. Рекомендуется частота как минимум 8 Гц


3. Неисправности3.1. Проблемы, связанные с контактом

Отсутствие одного канала может возникать по нескольким причинам. В отношении звукоснимателей, установленных в держателе, проверьте кабельные наконечники на предмет отсутствия короткого замыкания или проводов внутри изоляции, отключённых от кабельного наконечника.

Согласно нашему опыту грязь является основной причиной отсутствия контакта в системах, в которых используется подключение тонарма типа SME. Грязь или своего рода окисление (если контакты не являются позолоченными, либо если позолоченные контакты подверглись абразивной очистке) может возникать на всех соответствующих контактах и особенно в случаях, когда системы часто перемещаются из помещения на открытый воздух, например, при использовании диджеями.

Для чистки контактов мы рекомендуем использовать контактный спрей WD-40. Он также будет очень полезен для смазки соединения (но не на тонарме типа SME).


3.2. Искажения

Правильная прижимная сила имеет очень большое значение для оптимального качества звучания, а также для уменьшения износа грампластинки, вызванного неправильным следованием иглы. Рекомендуется, чтобы прижимная сила была большой, чем слишком малой, чтобы она позволяла преодолевать высокие амплитуды грампластинки. При этом её следует регулировать вместе с противоскатывающей силой.


4. Почему следует использовать специальный монофонический звукосниматель для воспроизведения монофонических виниловых грампластинок?

На монофонической грампластинке сигнал записывается путём прорезания канавки в одной плоскости, в то время как стерео сигнал записывается путём прорезания под углом +/- 45 градусов в противоположных стенках канавки (см. рис. справа).

Стереофонический звукосниматель сможет воспроизводить стерео и моно грампластинки, поскольку моно запись является специальной версией стерео записи, в которой сигналы правого и левого канала являются одинаковыми. В то время как стереофонический звукосниматель может воспроизводить монофонические грампластинки, он не может достичь такой же точности сигнала между двумя каналами. Монофонический звукосниматель формирует единственный сигнал, который направляется в оба канала в системе. Монофонический звукосниматель, используемый для воспроизведения звука, записанного на монофонических грампластинках, создаёт более мощный и устойчивый образ с более полным, более воздействующим звуком.

Ещё одним большим преимуществом использования монофонического звукоснимателя для воспроизведения монофонических грампластинок является отсутствие реакции на вертикальное движение. Это означает, что монофонический звукосниматель в принципе защищён от пинч-эффекта, который начинает действовать, когда игла выталкивается вверх по-вертикали в очень узких канавках. Также значительно уменьшается реакция на пыль, грязь и износ. Конечным результатом будет чистое и бесшумное воспроизведение монофонической грампластинки.

Качество звучания будет значительно выше в случае использования высококачественного настоящего монофонического звукоснимателя для воспроизведения ваших монофонических грампластинок.

Статья с официального сайта ORTOFON

http://international.ortofon.com/ru/hifi/support-and-service-ru/faq-and-installation-ru